Где найти работника?
Как найти работника?
Каким должен быть работник?
Какую зарплату платить работнику?
Каким опытом должен обладать работник?
Как организовать собеседование?..
Вопросов может возникнуть десятки. Но мы бы рекомендовали не пороть горячку. Не нужно цепляться за первую попавшуюся кандидатуру, как за единственную и незаменимую, в тоже самое время, мы бы не рекомендовали "отсекать" человека, не изучив его как следует. В общем, в этом смысле нужно как всегда искать "золотую середину".
Прежде всего, стоит поискать кандидатуру среди своих хороших знакомых. Человеку придется доверять деньги, товар. В конце концов, от него может зависеть уровень продаж и Ваша репутация. Конечно, предпочтительней брать человека с опытом, но если работник нужен срочно, а профессия не требует особых знаний и навыков, то можно взять и "новичка". Не стоит впадать в крайности, вроде "требуется грузчик с высшим техническим образованием" или "требуется уборщица с навыками управленца". Звучит забавно, но такие объявления, увы, встречаются сегодня повсеместно. Таких работников можно искать годами.
Как подать объявление?
Объявления на столбах или подъездных дверях – это не просто прошлый век, а это, прежде всего, выглядит сегодня подозрительно. Нормальные работодатели ищут работников через интернет или через кадровые агентства. Вы должны быть готовы к тому, что после подачи объявления к Вам могут поступить десятки звонков. В этом случае очень важно не запутаться и не "подставить" человека. Скажем, назначить собеседование, на котором виновато объявить, что работник уже найден. Поэтому с каждой кандидатурой нужно работать отдельно. Представьте, что вы сдаете или продаете квартиру, только в Вашем случае в качестве квартиры выступает рабочее место.
Не стоит торопиться с официальным оформлением. И вам, и работнику нужно будет время, чтобы, что называется, присмотреться друг к другу. Не стоит никого "привязывать" записью в рабочей книжке. Лучший вариант на первое время – срочный трудовой договор.
Как определить по кандидату, подходит он или нет?
Определить на 100% можно только в процессе работы. Алкоголиков, тунеядцев, прогульщиков и откровенных халтурщиков на самом деле вычислить не так просто. Ну, а признаваться в своих "слабостях" мало кто из них будет.
Если же человек покажет себя не с лучшей стороны в первый же день работы, то не стоит бояться сразу выгнать его, заплатив за время, проведенное на работе.
К сожалению, страх уволить работника – ещё один весьма распространенный комплекс среди начинающих предпринимателей. Бизнесмены, словно, чувствуют себя виноватыми, этакими чудовищами, которые своим увольнением ломают человеку всю жизнь. Если руководствоваться этими страхами, то, в конце концов, можно сломать весь свой бизнес. Не бойтесь увольнять людей и не бойтесь их брать на работу. Мы бы посоветовали внимательно проконтролировать первые дни работы человека. Они-то всё и определят. Постепенно понимание процессов приема людей на работу и их увольнение будет становиться у Вас всё шире. Все приходит с опытом. Конечно, всегда хочется взять человека на работу, который пройдет с Вами весь многолетний путь. Увы, если Ваш коллектив состоит из трех и более человек, то увольнений Вам, скорее всего, не избежать, и к ним нужно быть готовым.
Что же касается уровня зарплаты, то этот вопрос мы бы советовали Вам продумать заранее и уже точно сообщить кандидату уровень его ЗП. Желательно, чтобы этот уровень совпадал с тем, который вы сообщили в своем объявлении о найме на работу.
Помните, что кроме зарплаты Вам придется ещё и делать отчисления в пенсионный фонд и налоговую.
Заранее обозначьте, что нужно рассказать работнику, что показать, на что обратить его внимание. Это позволит в дальнейшем избежать лишних проблем и вопросов. Сделайте так, чтобы человек как можно быстрее влился в работу. Практика показывает, что именно это позволяет быстрее адаптироваться к новому коллективу и незнакомой обстановке. Не стоит петь дифирамбов новому сотруднику или участвовать по поводу его прихода пиршество. Это будет, мягко говоря, не самым продуктивным началом его работы в Вашей компании.
Не забывайте о субординации. Даже если сотрудник примерно одного возраста с Вами или старше, то это не дает никакого основания панибратского отношения к Вам. В то же самое время не стоит допускать подобного отношения и с Вашей стороны. Старайтесь вести себя вежливо, учтиво и не переходить на "ты", даже если Вы берете на работу грузчика или продавца. Старайтесь контролировать дистанцию, в противном случае, работник может сесть Вам на шею и давить на Вас при любом удобном случае, а то и вовсе отказываться выполнять свои служебные обязанности. Ничто так не доставляет радость работнику, как унижение его начальника. Так происходит в большинстве случаев. Вот почему так важна субординация. Дистанцию следует обозначить при первой же встрече. Ваш работник может Вас в душе ненавидеть и бояться. Это нормально. Он и не обязан Вас любить. Самое главное для Вас – это результат работы. Впрочем, при появлении таких явлений, как, например, распространение о Вас нелицеприятных комментариев и слухов в коллективе, от такого человека нужно избавиться немедленно. В каждой компании существует своя корпоративная этика, которая, как правило, вообще запрещает любое обсуждение действий и персоналий руководства. Создайте кодекс корпоративной этики и в своем маленьком или среднем предприятии.